Первый паровоз Тривайтика

Константин Рыжов
Паровоз Тривайтика, работавший на Мертир-Тидвильской  дороге.    

Свои опыты по созданию самодвижущегося транспортного средства Тривайтик начал с того, на чем остановился Мердок. Он сконструировал паровой двигатель повышенного давления, работавший «на выхлоп» без конденсатора. Затем в 1801-1803 гг.  Тривайтик построил несколько паровых повозок, который весьма успешно бегали по скверной дороге из Кемборна в Плимут. По существу, это были первые в истории автомобили. Но до изобретения пневматических шин ездить на таких машинах могли только энтузиасты.  Хороших дорог было мало, и никакие рессоры не могли спасти машину и ее водителя  от жестокой тряски. К тому же все эти сооружения были очень громоздкими и тяжеловесными для того чтобы передвигаться по грунтовым дорогам.  Тогда у Тривайтика возникла идея поставить паровой автомобиль на рельсы. В 1804 г. он создал свой первый паровоз.

    Этот паровоз представлял собой цилиндрический паровой котел, покоившийся на двух осях. Топка располагалась впереди под дымовой трубой, так что тендер (повозку с углем, где сидел кочегар) приходилось прицеплять впереди паровоза. Длинный горизонтальный цилиндр 210 мм в диаметре имел ход поршня в 1,4 м. Шток поршня далеко выдавался впереди паровоза и поддерживался особым кронштейном. С одной стороны паровоза имелась сложная зубчато-колесная передача на обе оси, с другой – большое маховое колесо, как у фабричной паровой машины. По многим показателям этот первый в истории паровоз имел удивительные характеристики. Так, при собственном весе в 5 т, он транспортировал со скоростью 8 км/ч пять вагонов  общим весом 25 т. Порожняком он двигался со скоростью 26 км/ч. Тривайтик не был уверен, что трения между колесами и рельсами будет достаточно для поступательного движения паровоза. Поэтому наружная часть колеса, выдававшаяся за рельсы,  была утыкана головками гвоздей, которые вдавливались в брусья, уложенные параллельно рельсам. Впрочем, очень скоро Тривайтик убедился, что нужды в этих дополнительных приспособлениях нет – паровоз мог прекрасно передвигаться по гладким рельсам и тащить за собой несколько вагонов.

Не смотря на свои хорошие ходовые качества, первый паровоз не вызвал к себе интереса. Дело было в том, что Тривайтику приходилось демонстрировать свое детище на Мертир-Тидвилской конной железной дороге. Тяжелый паровоз постоянно ломал чугунные рельсы. Было очевидно, что для него придется строить специальные пути. Однако хозяева рудников, которых Тривайтик хотел заинтересовать паровозом, не хотели вкладывать деньги в строительство новой дороги и отказались финансировать изобретателя. В последующие годы Тривайтик сконструировал и построил еще несколько паровозов.

Великие изобретения  http://proza.ru/2011/03/26/354